Слушать в отдельном окне
Прямо сейчас
16.00 Навіны.
В эфире: - Навіны

#Venezia72: Кстати, а как певицы?

07 Сен 2015 0
#Venezia72: Кстати, а как певицы?

Венеция все же демократичнее Канн. Пусть тут те же немыслимые очереди на улицах и цветовая дифференциация (правда, не по штанам, а по пресс-картам – у меня синяя, это круче желтой, но priority - красная). Зато идут мировые премьеры фильмов про мафию и пороки католической церкви, хоть события в них разворачиваются не в Италии, а в Бостоне. А фрацузы вот не взяли в конкурс Сокурова. Обиделись. Было ли из-за чего?..
Из отсмотренных мной доселе конкурсных картин (11 из 21) «Франкофония» - безусловный лидер. Возглавляет она и оба рейтинга (критики, публика) журнала CIAK– дневника фестиваля. И вроде бы, сомнения насчет «Золотого льва-2015» основаны только на недавнем триумфе Александра Сокурова здесь же с «Фаустом» - дадут ли россиянину второй главный приз?.. То был, по сути, немецкий фильм; «Франкофония» - снова без какого-либо коммерческого российского присутствия. Копродукция, главным донором в которой выступила Франция в целом и Лувр в частности.
Предпосылкой создания документального фильма о спасении сокровищ Лувра во время немецкой оккупации стал, конечно же, «Русский ковчег» - подобное исследование судьбы Эрмитажа. Сокуров не отступает от идеи музея как убежища культурных ценностей во времена исторических бурь. Чтобы усилить этот императив, параллельно с основным рассказом автор беседует по скайпу с капитаном Дерком. Тот - на судне с музейными экспонатами на борту - терпит бедствие в штормящем океане. «Брось, Дерк, эти контейнеры, не стоят они человеческих жизней», - советует режиссер, но связь обрывается.
Эта мысль (правда, более полемично) проходит красной нитью и сквозь другие «сюжетные линии» фильма - историю Лувра с момента основания и в годы оккупации. Права ли Франция, без боя сдав Париж, но сохранив «открытый город», в то время как русские умирали в блокадном Ленинграде?.. Документальная хроника тех времен (Гитлер, «новый хозяин», осматривает свои владения) перемежается с постановочными эпизодами. Главные герои – директор Лувра Жак Жожар, который в 40-е годы вывез почти всю коллекцию в замки, и его патрон – немецкий граф Вольф-Меттерних, большой ценитель французского искусства. Сначала враги, а затем – союзники, они предотвращают вывоз музейных ценностей за пределы Франции. В одном из эпизодов режиссер усаживает своих героев на стулья и рассказывает об их дальнейшей судьбе. «Вы удивлены, граф, что Германия проиграла войну?.. А когда она выигрывала?..»
Уделяет Сокуров внимание и собственно музейным шедеврам. Джоконда, Ника, Плот «Медузы» (и снова тема кораблекрушения – грядущего?..) – какое же это иное ощущение, когда смотришь на них в коридорах Лувра без окружения туристов. В путешествии по музейным галереям нас сопровождают  закадровый голос режиссера и два призрака – Марианна - во фригийском колпаке, завороженно произносящая: «Liberté, Égalité, Fraternité», и один из главных собирателей коллекции - Наполеон - в неизменной треуголке; из его уст мы слышим в основном хвастливое «C'est moi!». Что ж, на такие карикатуры можно и обидеться. Но не говорите после этого, что вы Charlie. 
«Кому нужна Франция без Лувра?.. А Россия без Эрмитажа?..» 

Еще один документальный фильм, показанный, правда, вне конкурса – «Событие» Сергея Лозницы. Это хроника трех дней путча. На плёнке, добытой в архивах и в Интернете - улицы Ленинграда. На первый взгляд, просто набор кадров а-ля No comment от канала Euronews. Но звук и видео здесь не синхронны; обрывки фраз просто удачно смонтированы с картинкой и передают не столько наполнение, сколько настроение августа 91-го (я, кстати, хорошо помню атмосферу тех дней в Минске). Вопреки названию, события в фильме нет. Да, красный флаг над Смольным меняется на триколор, но большинство «аппаратчиков» не только не осуждены, но и остались у власти. Вот идет по коридору Собчак, окликает кого-то: «Володя!», и мелькает на экране знакомый силуэт.

Вообще, в Венеции торжествует документалистика. «Зима в огне» (про Майдан), «Дженис» (про Джоплин), оставленный напоследок «Бегемот» Жао Лианга. Буквально сегодня показывали новую работу Амоса Гитая «Рабин, посдений день» - формально игровую, но по сути – хронику, основанную на тщательном изучении обстоятельств убийства израильского премьера Ицхака Рабина. А так называемыеfeature films через один - based on a true story. 
Такова и «Маргарита» Ксавье Джанноли – история о богатой француженке, которая думала, что обладает оперным голосом, а близкие из разных побуждений поддерживали в ней эту уверенность. Действия разворачиваются в 20-е годы. Побывав на приеме в поместье Маргариты Дюмон (отличная, по-моему, роль Катрин Фро), один из журналистов решает шутки ради написать хвалебную статью о «певице»; другой устраивет концерт с ее участием – на потеху публике. Так Маргарита становится кем-то вроде фрика. Муж, который давно ее разлюбил (и любил ли вообще, неизвестно), понимает это и старается воспрепятствовать, но сказать жене правду не решается. Все заходит слишком далеко, и Маргарита готовится дать концерт в Париже.
Как и другие фильмы Джанноли, это история провокации и обнажения реальных чувств. Поведение супруга – это забота или трусость?.. Зачем слуга без конца фотографирует госпожу в костюмах оперных героев?.. И какую маску Маргарита наденет в финале?.. Даже тем, кто раскручивал «талант», очевидно: это будет вовсе не комическая роль.

Проблемы с голосом и у героини фильма«Большой всплеск» - рок-звезды, которая восстанавливается после операции на связках. Марианна (Тильда Суинтон) и ее муж Пол (бельгиец Маттиас Шонартс, который здесь как Франко или  Паттинсон в Берлине – в каждом втором фильме) наслаждаются покоем и тишиной на пляже, но идиллию нарушает прибытие Гарри (Рэйф Файнс), бывшего продюсера и бойфренда певицы. Тот прилетает не один, а с юной красавицей-дочерью Пенелопой (Дакота Джонсон). Что произойдет в следующие несколько дней? Марианна и Гарри поймут, что не все их чувства остались в прошлом, Пенелопа будет явно и неявно соблазнять Пола, а отношения двух мужчин накалятся до предела аккурат у кромки бассейна.
Собственно, «Большой всплеск» - не что иное как римейк фильма «Бассейн» 1969 года с Аленом Делоном и Роми Шнайдер. В 2002-м свою версию этой истории представил Франсуа Озон; у него блистали    Шарлотта Рэмплинг и Людивин Санье. Итальянец Лука Гуаданьино, удостоившийся сравнения с Висконти после картины «Я – это любовь» (там тоже играла Суинтон – не певицу, но с той же прической; и кульминация была у бассейна же) переносит действие с Лазурного берега на юг Италии (вероятно, чтобы приплести мигрантов). В актерском ансамбле явно теряется Джонсон – так, что ее героиня оказвается почти лишней в сюжете; остальное трио играет выше всяких похвал, особенно Тильда Суинтон, для которой, по сути, это немой(!) фильм. 
У Озона и Дерэ герои были писателями. Гуаданьино окунул нас в музыкальную среду. Думаю, в следующем римейке «Бассейна» персонажами должны быть кинематографисты, снимающие римейк «Бассейна».

Комментарии

Комментариев пока нет
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.