Слушать в отдельном окне
Прямо сейчас
21.05 "Творчы вечар".
В эфире: - ТВОРЧЫ ВЕЧАР
"Под электрическими облаками": Небо над Москвой

Каким-то чудом у нас в прокате (весьма ограниченном и в неудобное время, но все же) выходит отличный фильм Алексея Германа-мл. "Под электрическими облаками". В Берлине ему дали приз "за выдающиеся художественные достижения", хотя вполне могли наградить и Золотым медведем. 

Дело не только в шикарной картинке (уже хотя бы поэтому фильм обязательно нужно смотреть на большом экране); просто более актуального высказывания о нашем времени (пусть вас не сбивает синопсис - будущее, якобы отраженное здесь, наступило на пару лет раньше) в российском кино еще не было (в основе "Левиафана", как мы помним, "американская трагедия", на мой взгляд, не слишком тонкими мазками переписанная под российские реалии). Звучит, может, пафосно, но - если вы задаетесь вопросами как то: "А что бы сегодня снял Тарковский?.. Или сочинил Бродский?.. Или спел Цой?", то эта болезненная рефлексия граничит с областью возможных ответов. Не так близко как "Возвращение" (вот действительно шедевр Звягинцева; возможно, лучшее, что мы увидели со времен краха еще того – советского - кино), но где-то рядом.

В основе сюжета - прозрачно-метафорическое недостроенное здание. Вокруг него и вертятся судьбы героев. Бывшего владельца (хороший был человек, да деньги тратил бестолково) и его детей, приехавших на похороны из-за границы. Архитектора, который хотел сжечь себя, да спички промокли. Киргиза-гастарбайтера, не знающего как по-русски "ремонт техники". Дизайнера ("я бессмысленный, но очень модный"). Похищенной девушки Светы, за которую никто не хочет платить выкуп - "кому она нужна, эта Светка?". Да кому они все нужны, эти лишние люди - во все времена и под любыми облаками?

Удивительны здесь и диалоги - которые, кажется, и не диалоги вовсе, а обращения напрямую к зрителям - из-за какой-то нарочито декламативной игры актеров. (Среди них, например, перешедшие из германовского же "Бумажного солдата" Мераб Нинидзе, будто захвативший с собой те же байконуровские пейзажи, и Чулпан Хаматова - в неожиданном образе подростка). Стихи, впрочем, тоже присутствуют. Про собаку Микки Рурка.

Примечательно, что в фильмографии Алексея Германа-младшего уже были два высказывания о прошлом - острожный, почти исторический "Гарпастум", и дерзкий, почти личный "Бумажный солдат". Впрочем, то было довольно условное прошлое. "Под электрическими облаками" - на мой взгляд, не столько попытка заглянуть в будущее, сколько, повторюсь, смело сказать о настоящем.

"Раньше небо и небо было. А теперь вот так".