
Сегодня особенный день в календаре. День Всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны. На рассвете 22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз. Армия и население СССР не были готовы к началу войны: в первый же день было уничтожено 1200 советских самолетов, свыше 800 из них — на аэродромах.
Новые, более современные виды военной техники, разработанные накануне войны, еще не получили массового распространения. Красная Армия не была моторизована, командный состав из-за репрессий 1937-1938 годов был укомплектован в основном малоопытными военачальниками.
Сталин, пребывая в растерянности, не обращался к советскому народу до 3 июля. Тем не менее на защиту своей страны поднялся весь народ. Немецкие войска встретили упорное сопротивление Красной Армии. Несмотря на героизм и самопожертвование советских солдат и офицеров, остановить врага в первые недели войны не удалось. Дали о себе знать многие ошибки, допущенные государственным и военным руководством накануне войны. Но уже в 1941 году план молниеносной войны, разработанный германским генералитетом, был перечеркнут под Москвой.
Мир помнит несгибаемое мужество героев Брестской крепости, защитников Ленинграда и Сталинграда, Киева и Минска, Одессы и Севастополя, Новороссийска и Керчи, Тулы, Смоленска и Мурманска. Эти города стали городами-героями.
Сегодня, в годовщину начала войны, давайте вспомним, как жил мирный Минск в последние дни перед войной, чем занимались его жители, о чем думали, что планировали.
В июне 1941 года в Минске было всего 270 тысяч жителей. Судя по официальным сообщениям, на ближайшие 5 и 10 лет у городских властей были серьезные планы: увеличить территорию в полтора раза, расширить и обустроить центральные улицы и магистрали, открыть 14 предприятий, в том числе часовой завод, ТЭЦ, фабрику электроприборов.
Июнь 41-го был богат на важные городские события. В белорусскую столицу с гастролями приехал МХАТ, начиналась вступительная кампания в вузы, БГУ готовился праздновать 20-летие. Планировали торжественно открыть только что созданное Комсомольское озеро, провести физкультурные парады…
Предвоенные номера газет рассказывали о выполнении трудовых планов, о соревновании тракторных бригад, летнем отдыхе. Например, было объявление о собрании для родителей по вопросу отправки детей в пионерские лагеря. Когда знаешь, что произошло дальше, становится жутко: во время оккупации дети, которые были в лагерях, не могли вернуться в Минск, многие семьи были разлучены из-за этого…
22 июня было обычное летнее воскресенье. В 4-30 утра первому секретарю ЦК Компартии Беларуси Пономаренко позвонили и сообщили о начале боевых действий немецкой армии на границе. Он тут же созвал заседание бюро партии. Приняли первое военное постановление: об установке связи с воинскими частями, усилении охраны предприятий, стратегических объектов.
Горожане ничего об этом не знали. Лишь в полдень музыка из приемников сменилась резким сообщением по радио: нарком иностранных дел СССР Вячеслав Молотов объявил о начале войны с Германией. Одних эта новость застала на открытии озера, других — на дневном представлении в цирке, третьих — в зале библиотеки. Как писал в своих воспоминаниях Павел Лидов, корреспондент газеты «Правда», «на лицах людей было недоумение, а не страх». Они не могли понять, что это значит, им казалось, что все это далеко от реальности. Поэтому и с началом войны работали магазины, парикмахерские и аптеки — люди продолжали жить мирной жизнью. К тому же, 22 июня Минск еще не бомбили: немецкие самолеты несколько раз пытались пробраться к городу, но были остановлены.
Минчан насторожил тот факт, что в городе появились беженцы. Как вспоминал военный комендант Федор Багреев, «вечером на площади Свободы было много грузовых и легковых машин, в них — женщины и дети в грязной и порванной одежде, с паническим взглядом. Это были семьи военнослужащих занятых немцами гарнизонов. Несмотря на это, у людей была уверенность, что в этот же день Красная армия отбросит противника. Никто и представить себе не мог, что через пять дней по главным улицам столицы пройдут немецкие танки…
Жизнь минчан полностью перевернулась только с 24 июня. В 8-40 утра прозвучал первый сигнал воздушной тревоги. До 9 часов вечера немецкие самолеты обстреливали и взрывали Минск: центр был практически уничтожен, особенно пострадали улицы Советская, Володарского, Комсомольская, Ленина, Красноармейская, Свердлова, Пролетарская. 23-24 июня в городе проходила эвакуация. Так закончились первые дни войны. Впереди было еще 1100 дней оккупации Минска…
Страна выстояла. Переломился ход событий. Советские воины разгромили фашистские войска под Москвой, Сталинградом и Ленинградом, на Кавказе, нанесли врагу сокрушительные удары на Курской дуге, Правобережной Украине и в Беларуси, в Ясско-Кишиневской, Висло-Одерской и Берлинской операциях. Военная машина фашизма была разбита, вместе с ней рухнул фашистский третий рейх, государственный строй нацистской Германии.
За всю историю человечества ни одна страна в мире не испытывала на себе такой чудовищной тяжести как человеческих потерь, так и материальных лишений, но выдержала все тяготы и утраты. Стойкости и жертвенности советского народа мир обязан победой над Германией.
Великая Отечественная война, трагедией вошедшая почти в каждую советскую семью, окончилась победой СССР. 8 мая 1945 года был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии, а 24 июня в Москве на Красной площади состоялся Парад Победы.
День начала Великой Отечественной войны официально не отмечался до 1992 года. Но Указом Президента Беларуси день 22 июня объявлен Днем всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны. Этот день напоминает нам о всех погибших, замученных в фашистской неволе, умерших в тылу от голода и лишений. Мы скорбим по всем, кто ценой своей жизни выполнил свой долг по защите Родины. В той войне Беларусь потеряла каждого третьего жителя. Память о них будет жить вечно...