Падзяліцца:
#Venezia72: Китон, Депп и Камбербэтч вне конкурса
4 верасня 2015
#Venezia72: Китон, Депп и Камбербэтч вне конкурса Венеции везет. Сентябрь – время старта «сезона наград», можно приглашать в конкурс и не только потенциальных оскаровских номинантов. (Прошлогодний  Берлин с «Отрочеством» и «Отелем Гранд Будапешт» - исключение). Два предыдыущих года отборщики «Мостры» попали в «десятку» - «Гравитация» собрала охпаку Оскаров, а «Бердмэн» и вовсе стал лучшим фильмом года. Тут бы сохранить традицию и снова доверить открытие мексиканскому режиссеру – например, Гильермо дель Торо с «Багровым пиком». Но нет. Пик, впрочем, сочли хорошей идеей.


Итак, первыми красной ковровой дорожки коснулись ботинки Джейсона Кларка, Джоша Бролина и Джейка Джилленхола. Они сыграли роли покорителей Эвереста в одноименном фильме исландца Бальтасара Кормакура. Который, как большинство европейских режиссеров, уехавших в Голливуд, снял два весьма блеклых фильма. И это после сделанных на родине самоироничного «101 Рейкьявика» и атмосферного триллера «Трясина». Был еще фильм Deep («Пучина» или «Бездна») – про выжившего в ледяном море после катастрофы судна рыбака. Эта работа, мне кажется, и стала некой «пробой пера» - та же мерзлота, тот же man against nature, та же документальная основа с конкретным прототипом. 
Крупнобюджетный, напичканный звездами«Эверест» вышел добротным survival-триллером; скорее красивым, нежели интересным. 3Д дает необходимое ощущение присутствия. Ты вместе с героями зависаешь над пропастью, слепнешь от снега и солнца и мерзнешь в бурю. Очень хорош и нагнетающий саундтрек. Поначалу любопытно наблюдать за персонажами. Которые, правда, не развиваются, а, я бы сказал, размываются в надвинувшемся урагане. Тут уж вполне могли справиться какие-нибудь малоизвестные бородатые мужики. С женскими ролями, впрочем, еще печальнее. Кира Найтли(!) и Робин Райт(!!) весь фильм ждут своих мужей дома, волнуются и призывают не сдаваться.
Основанному на реальных событиях «Эвересту» (первое «коммерческое» покорение вершины мира), конечно, далеко до экзистенциальных высот той же «Гравитации», но и приторной голливудскости в нем почти нет. Потому что победит здесь не обязательно самый сильный/опытный/смелый/добрый и далее по привычному списку характеристик протагониста. А тот, кто выжил.

Вне конкурса показали и драму Тома МаккартиSpotlight. «Кинопоиск» дает русскую версию названия «В центре внимания», хотя для проката в России фильм пока вроде бы не куплен. «Spotlight» - это название команды репортеров газеты Boston Globe. На протяжении многих лет журналисты расследовали факты совращения детей католическими священниками. Они (и мы) потрясены: все это были не отдельные случаи, а, по сути, четко отлаженный механизм. В качестве жертв выбирались дети из неполных или неблагополучных семей. («Знаете, что для простого ребенка значит, когда тебя заметил священник?» - говорит одна из жертв). Детей убеждали, что церковь не видит в нетрадиционной ориентации греха («Сам священник говорит, что быть таким, как ты – нормально!», - восклицает другая). Но самая шокирующая исповедь звучит из уст одного из бывших «отцов». С приветливой улыбкой говорит он героине Рэйчел Макадамс, что приставал к детям, но не считает, что причинял им вред. 
Журналистское расследование – пожалуй, не самая удобная основа для бойкого голливудского хита, но Маккарти и актерам почти удается избежать «провисаний». Зритель не запутан в сонме персонажей и связей между ними. Майкл Китон, оказавшийся «В центре внимания» после «Бёрдмэна», играет руководителя Spotlight Робби Роббинсона (и здесь, как в случае с Бэтмэном, не обойтись без параллелей с ролью в «Газете» Рона Ховарда). Главный добытчик информации – Майкл Резендес, персонаж еще одного исполнителя супергеройских ролей Марка Руффало (пожалуй, главная работа этого года для оскаровского номинанта-2015). Привычно хорош Стэнли Туччи в роли адвоката с армянской фамилией Гарабедьян (которая произносится как «Гарабидиан»). Он защищает интересы жертв и убеждает их предавать свои дела максимальной огласке. Этакий «хороший» юрист. Есть и «плохой». Эрик Маклиш (Билли Крудап) прилагаюет все усилия для сокрытия процессов и решения претензий с помощью финансовых компенсаций, с которых же получает свой процент. Наконец, кардинал Ло, который, вопреки фамилии, покрывает беззаконие.
Spotlight – может, не самый увлекательный, но важный фильм, ломающий некоторые стереотипы. Иногда для совращения и насилия не нужен пистолет. Хватит и доброго слова.

Бостон нынче пользуется популярностью. Он – главное место событий еще одного внеконкурсного фильма «Черная месса». И снова – реальных событий. Фильм Скотта Купера основан на бестселлере о гангстере Уайти Балджере. (Кстати, итальянское название - «Lultimo gangster»). Дебют Купера, «Сумасшедшее сердце», 5 лет назад увенчался Оскаром за главную роль Джеффу Бриджесу. Думаю, все шансы быть номинированным в следующем году есть и у Джонни Деппа.
Действительно, рассказывая о «Черной мессе», хочется говорить именно об актерской игре. После ряда неудач – в первую очередь, коммерческих («Превосходство», «Одинокий рейнджер» и «Мордекай», конечно, не шедевры, но видел я фильмы и похуже) многие предрекали Джонни чуть ли не закат карьеры. Мне казалось, что Депп – мастер в первую очередь «костюмных» перевоплощений, а без грима или парика уже смотрится не столь уверенно (Гэри Олдман, например, тоже). Ради роли в «мессе», с одной стороны, он внешне изменился до неузнаваемости (см. постер); с другой – все это достигнуто без помощи клоунских масок и накладных носов. Харизматичный, импульсивный, жестокий гангстер, который подсаживает на наркотики школьников, по-настоящему любит маленького сына и проявляет отличное чувство юмора в общении с подельниками. («Ты только что выдал мне семейный секрет приготовления маринада, как я могу тебе доверять?»)
Великолепен Джоэл Эдгертон (это вообще его год – вспомним «Подарок» и «Жизнь») в роли «заключившего сделку с дьяволом» ФБРовца. Его персонаж, Джон Конноли, с детства знаком с Балджерами, и по сути, крышует ирландскую мафию, помогая ей устранить конкурентов-итальянцев. Он лжет, кажется, всем; увиливает и выкручивается, но до конца держится за «союз» с Уайти. 
Хорош, как всегда, и Бенедикт Камбербэтч, придумавший для не очень большой роли (брат Уайти, он же сенатор Билли Балджер) новую ухмылку.
«Черная месса» - фильм, как мне кажется, о том, что персонажи, подобные Уайти Балджеру, возникают не сами по себе; их порождает не только и не столько среда, сколько «правила игры», принятые властями. В частности, кооперация с одними плохими парнями в ущерб другим (а по сути – ради личной выгоды). Не важно, что при этом выбирается меньшее из зол; на примере Балджера мы видим, что никакого «меньшего» зла не бывает, оно заполняет собой все предоставленное в пользование пространство.

Это пока все о внеконкурсных показах. Постраюсь вскоре рассказать и о том, что хорошего увидел в основной программе. Спойлер: будет много о «Франкофонии» Сокурова и почти ни слова – о «Безродных зверях» Фукунаги.
Каб пакінуць каментар, аўтарызуйцеся: