Падзяліцца:
3 лістапада 2015

Вопрос “На что сходить на нынешнем “Лістападзе?” я слышал уже десяток раз, и всегда он ставил меня в тупик. Не имея перед глазами программы и не помня ее наизусть, я отвечал первое, что приходило в голову, подчас забывая упомянуть по-настоящему важное. Ясное дело, люди, которые на самом деле интересуются авторским кино, не пропустят картины-победители трех самых крупных фествалей – “Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии” Роя Андерссона (“Золотой лев”-2014), “Такси” Джафара Панахи (“Золотой медведь”-2015) и “Дипан” Жака Одиара (“Золотая пальмовая ветвь”-2015). Не нуждаются в рекомендациях и последние работы Цзя Чжанкэ, Корнелиу Порумбою, Жако ван Дормеля, Апичатпона Вирасетакуна, Брийянте Мендосы, Нанни Моретти, Алекса ван Вармердама. Поэтому я решил коротко рассказать только о фильмах, которые сам смотрел. И еще раз с удовольствием схожу на них в Минске, если сеансы не пересекутся с чем-то более любопытным.

“Демон” (Польша, реж. М.Врона, основной конкурс игрового кино) – созданное на пограничье жанрового и авторского кино полотно, которое на деле оказывается палимпсестом. Из-под дождливых тернеровских интонаций, которые неожиданно гармонируют с атмосферой провинциальной Польши, постепенно проступает еврейская мистика. Завязка фильма – как у классического хоррора. Герой приезжает осматривать полученный в подарок к свадьбе старинный дом и обнаруживает возле него скелет. Находка волнует Петра, но другим, кажется, до нее нет дела. Скелет, меж тем, оказывается останками убитой во время войны еврейской девушки. Её душа и вселяется в персонажа.

Фильм Вроны видится метафорой Польши - страны, которая стоит на могилах евреев и которой проще забыть о своих скелетах в шкафу, нежели извлекать на свет божий. (Послесвадебный спич отца невесты с призывом забыть обо всем, что произошло). В этом «Демон» продолжает традиции «Иды» Павликовского, кстати, победителя «Лістапада»-2013. Хоть и не в такой академичной манере – здесь много по-настоящему смешных моментов.

 

 «Тело» (Польша, реж. М.Шумовска, программа «Человеческие комедии») – снова польский фильм и снова как бы комедия о невозможно серьезных вещах. Казалось бы, какой тут юмор, когда речь идет о смерти самого близкого человека, а точнее - способах пережить эту утрату. Но ироничный тон задается уже с первой сцены, когда с дерева снимают висельника, и пока следователь осматривает предполагаемое место преступления, «мертвец» встает и уходит.

В фильме три главных героя, три четко прописанных и шедеврально воплощенных характера. Следователь-циник, его страдающая анорексией дочь и психолог, которая после гибели сына обрела способность общаться с умершими. Медиум, вроде как связующее звено с потусторонним миром, станет в итоге «мостиком» между давно утратившими связь друг с другом живыми.

 

Тема субстанциального дуализма присутствует и в «Молодости» (программа «Мастер-класс»). Паоло Соррентино после получения Оскара вновь взялся за англоязычный проект (первая попытка, «Где бы ты ни был» с Шоном Пенном, считается не слишком удачной). Тут все просто. Если вам понравилась «Великая красота», идите на «Молодость», если же вас раздражает ее клипово-открыточная форма, а содержание представляется банальным и пошлым, то вам «не зайдет» и новый фильм режиссера. На мой взгляд, у него один недостаток: он вышел после “Великой красоты” и во многом повторяет ее приемы. Оператор Лука Бигацци создает такой же безупречный визуальный ряд, те же поп-мотивы доминируют в саундтреке, а Майкла Кейна легко перепутать с Тони Сервило. Никуда не делась и фирменная ирония Соррентино. Только если Рим “Великой красоты” был адом, с которого сбрасывал райское обличье Вергилий-Гамбарделла, то условный курорт в швейцарских Альпах, куда на этот раз переносится действие, представляется мне своего рода чистилищем. Все эти бассейны-сауны - они ведь не просто так. И еще. Если в “Великой красоте” герой был лишь остроумным проводником, а эпизоды, по большей части, можно смотреть в произвольном порядке, то в “Молодости” сюжетная составляющая важнее и сильнее.

 

Несколько фильмов приехали на “Лістапад” практически из Венеции. В их числе - “Франкофония” Александра Сокурова (“Мастер-класс”) и “Маргарита” Ксавье Джанноли (“Человеческие комедии”). Про эти картины я уже рассказывал и по прошествии месяцев рекомендую их столь же горячо для всех категорий зрителей. А вот “Страна Оз” Василия Сигарева, о которой я писал после московской премьеры, однозначно противопоказана тем, у кого слишком нежные уши или рвотный рефлекс на обсуждение определенных сексуальных фетишей.

 

В национальном конкурсе нет фильма «Мы, братья», зато есть короткометражка «Одной крови» Митрия Семенова-Алейникова. Тема «братья по разные стороны баррикад» здесь раскрыта четче, лаконичнее и, разумеется, бюджетнее. Есть интересный проект «Хронотопь» - современная мифология в декорациях провинциальной Беларуси, «кино в формате твиттера», по определению куратора Андрея Кудиненко. Есть сразу три фильма Никиты Лаврецкого – первая полнометражная работа «Белорусский психопат» и две короткометражки – «Поэзия» и «Амерыкан бой». Со стилем(!) 21-летнего режиссера можно познакомиться здесь; рекомендуя этот канал друзьям, я слышал разные мнения. Оценки варьировали от «home video с деревянными актерами» до “весьма интересно и многообещающе”. Во-первых, фильмы кажутся искренними и атмосферными; темы, которые в них затрагиваются, не могут не волновать нас, живущих здесь и сегодня. Во-вторых, прогресс постановочный и актерский заметен даже не от фильма к фильму, а от кадра к кадру.  

Расписание показов

Каб пакінуць каментар, аўтарызуйцеся: